Лента новостей
0

Каковы перспективы создания Единого экономического пространства?

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 27.10.2012 15:31 Zakon.kz
По оценкам экспертов, перспективы региональной интеграции на постсоветском пространстве определяются не столько принятием политических решений, сколько реальной заинтересованностью общества

Каковы перспективы создания Единого экономического пространства?

 

Каковы перспективы создания Единого экономического пространства?, фото - Новости Zakon.kz от 27.10.2012 15:31По оценкам экспертов, перспективы региональной интеграции на постсоветском пространстве определяются не столько принятием политических решений, сколько реальной заинтересованностью общества и бизнес-структур в интеграционном сотрудничестве. В этой связи модель ЕЭП должна рационально сочетать черты корпоративной интеграции на уровне предпринимательских структур и модели государственной, которая базируется на межгосударственных соглашениях, определяющих принципы и механизмы интеграционного сотрудничества, пишет Bnews.kz.

Интеграция - это процесс динамичный и растянутый во времени. Поэтому можно предположить, что основной массив согласования и гармонизации национальных законодательств будет принят не до начала функционирования ЕЭП, а в процессе его функционирования путем достижения компромиссов по спорным вопросам между участниками ЕЭП.

Как формировался ЕЭП?

В декабре 2009 года на неформальном саммите в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили план действий на 2010-2011 годы по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Весь пакет документов, формирующих ЕЭП, подписан еще в декабре 2010 года и ратифицирован сторонами и вступил в силу с 1 января 2012 года.

Правительствам сторон теперь предстоит обеспечить выполнение 70 обязательных мероприятий по 17 базовым соглашениям, формирующим ЕЭП. Принятие этих документов и выполнение правительствами сторон обязательств по соглашениям обеспечит с 1 января 2016 года полноценное функционирование ЕЭП.

Предполагается, что внутри ЕЭП будет обеспечено свободное перемещение товаров, услуг и капиталов через государственные границы стран-участников. Наряду с образованным ранее Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенным союзом ЕЭП должно стать важной вехой на пути к созданию другого более крупного интеграционного объединения - Евразийского экономического союза, идею которого предложил казахстанский президент Нурсултан Назарбаев еще в 1994 году.

По планам единое экономическое пространство в 2011-2015 годах обеспечит:

1) формирование с 1 января 2013 года экономической политики в рамках количественных параметров, определяющих устойчивость экономического развития:

- годовой дефицит государственного бюджета - не выше 3% ВВП;

- государственный долг - не выше 50% ВВП;

- уровень инфляции - не более чем на 5% выше уровня инфляции страны - участницы ЕЭП с наименьшим ростом цен;

2) создание правовых основ для формирования и установления единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий и гармонизацию на их основе национального законодательства государств-членов в области регулирования деятельности естественных монополий;

3) разработку и принятие модульного закона о конкуренции;

4) порядок введения и применения компенсирующих мер при предоставлении промышленных субсидий и установление разрешенного объема государственной поддержки сельского хозяйства.

С целью обеспечения функционирования и дальнейшего развития ТС и ЕЭП учреждается Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая в отличие от Комиссии ТС имеет два уровня управления: Совет Комиссии (в него входят по одному представителю от каждой стороны, которые являются заместителями глав правительств) и Коллегия Комиссии (в состав которой входят по три представителя от каждой стороны), работающая на постоянной основе.

Что несет с собой ЕЭП?

Международные аналитики и эксперты высказывают разные мнения о том, что принесет в экономику трех стран вступление в ЕЭП.

При этом «ЗА» и «ПРОТИВ» выглядят следующим образом:

«За»:

- Общий рынок в 170 млн человек;

- Совокупный рост экономик на 20% к 2015 году, или на 400 млрд долларов;

- Трансфер технологий;

- Рост количества и качества инвестиций;

- Ментальная близость России и Казахстана;

- Положительный пример ЕС;

«Против»:

- Рынок России до ТС был доступен Казахстану - существоваланулевая таможенная ставка;

- Основной рынок - за уральскими горами;

- Казахстан производит минимум готовой продукции;

- Вследствие ограничения импорта с третьих стран вырастут внутренние цены.

Несмотря на такие прогнозы, Глава Евразийского банка развития (ЕАБР) Игорь Финогенов дает более оптимистичные цифры.

«Странами - участницами ЕЭП уже введен в действие ряд соглашений в области координации макроэкономической и финансовой политики, трудовой миграции, энергетики и технического регулирования. И хотя для их реализации потребуется много взаимных усилий и времени, уже сегодня имеется ряд признаков того, что развитие ЕЭП ведет к улучшению бизнес-среды и способствует росту экономик», - считает И. Финогенов.

По его словам, речь в первую очередь идет о долгосрочных эффектах ЕЭП для его стран-участниц. Согласно проведенному Центром интеграционных исследований ЕАБР комплексному исследованию, эффект от создания ЕЭП и последующего присоединения к нему Украины может за период до 2030 года достичь для четырех стран величины в $1 трлн. Эффект будет выражаться в дополнительном росте ВВП Беларуси на 14%, Украины - 6%, Казахстана - 3,5% и России - 2%. В расчете на душу населения основные выгоды от интеграции получат Беларусь, Украина и Казахстан, в абсолютном значении - Россия.

Он также отмечает, что благодаря углублению интеграции внутри ЕЭП к 2030 году совокупный годовой ВВП России, Казахстана и Беларуси будет примерно на 2,5% больше, чем их совокупный ВВП в условиях отсутствия интеграции. Причина тому: рост накопления основного капитала, взаимных инвестиций, конкурентоспособности экономик (за счет снижения в ВВП доли первичных ресурсов), а также торгового оборота как внутри ЕЭП, так и с партнерами за его пределами.

«Важнейшим этапом интеграции в ЕЭП станет принятие единой миграционной политики. Это ключевой вопрос для экономик стран региона - уже сегодня трудовые мигранты производят до 6% российского валового продукта.Кроме того, ЕЭП обеспечит повышение технических стандартов и уровня технического регулирования в странах «тройки», что будет способствовать технологической интеграции трех стран с глобальной экономикой. В работе находятся 46 новых регламентов, треть из которых уже разработана и принята. Это регламенты и стандарты нового поколения, которые в обязательном порядке совместимы с требованиями ВТО и нередко гармонизированы со стандартами Европейского союза.

Дальнейшее продвижение региональной интеграции может пойти внаправлении создания зоны свободной торговли между ЕЭП и ЕС, что принесет всем ее участникам выгоды от снятия барьеров в торговле товарами и услугами, а также в области движения труда и капитала и охраны интеллектуальной собственности. Уникальность будет состоять в беспрецедентных масштабах такого регионального союза. Он объединит рынки 31 страны с населением около 700 млн человек и суммарным ВВП более $18 трлн», - заявил И. Финогенов на дискуссионной сессии «Россия, Казахстан, Беларусь: новые инвестиционные возможности ЕЭП» в рамках ежегодного заседания Европейского банка реконструкции и развития в Лондоне.

Эти перспективы ожидают не только экономики трех стран, но и открывает большие возможности для бизнеса, развитии социальной сферы.

Ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза (ТС) Сергей Глазьев дал свою оценку интеграции в ЕЭП.

«Десятилетиями Россия, Белоруссия и Казахстан развивались как единая страна с общим народнохозяйственным комплексом. Экономики бывших союзных республик дополняли друг друга, а тысячи кооперационных связей образовывали целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом - от сырья до готовой продукции и от фундаментальной науки до технологий массового производства. Сегодняшняя активизация интеграционных процессов - это целенаправленная политика на воссоздание утраченного два десятилетия назад единого экономического пространства в рыночных условиях. Эта политика предполагает активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся контуров изготовления высокотехнологической продукции с широкой кооперацией и специализацией», - сказал в интервью «Российской газете» Сергей Глазьев.

По его мнению, это позволит нашим государствам выйти из сырьевой ловушки на путь инновационного развития.

Свое мнение на тему ЕЭП высказал и президент Белоруссии Александр Лукашенко.

«Что касается ЕЭП, у нас абсолютно идентичные взгляды и большие перспективы. Недалек тот час, когда высказанная идея (создания Евразийского союза - уточнение редакции) обретет не только контуры, но и наполнится конкретным содержанием», - сказал А. Лукашенко.

Он подчеркнул, что Белоруссия и Казахстан дополняют друг друга в экономическом плане.

«У нас нет неразрешимых политических проблем, и мы так же действуем в экономическом русле», - сообщил Лукашенко.

По его словам, Белоруссия и Казахстан приблизились к товарообороту в 1 миллиард долларов.

«Третье место в торговле Белоруссии после России и Украины», - отметил белорусский президент. По его мнению, если бы Казахстан находился географически ближе, товарооборот двух стран был бы значительно выше.

Какие изменения происходят в политике трех стран?       

По мнению казахстанских аналитиков, которые проводили анализ по заказу Фонда первого Президента РК, в настоящее время заметны следующие тренды:

- Россия медленно и верно отказывается от федерализма и местного самоуправления;

- На первом месте - сотрудничество с Евросоюзом и США, Китай и исламский мир - на втором, страны СНГ - на третьем месте;

- Элита Россиистремится легализоваться на Западе;

- Приоритеты России смещаются в СНГ на Восток - с Украины и Беларуси вместе с Кавказом, на Среднюю Азию и Казахстан;

- Нынешняя правящая элита России отказывается от ранее существовавших неформальных договоренностей как внутри России, так ив странах СНГ;

-Россия отказывается от предоставления преференций странам СНГ (Беларусь) и начинает поглощение их экономик (Украина);

- Россия сосредотачивается на отдельных странах СНГ, предпочитая сильное влияния там (Беларусь, Украина, Казахстан), нежели слабое влияние по всем странам СНГ;

- Миграционная политика от замкнутой переходит к открытой -миграция поощряется;

- Экономика России все менее становится инновационной и конкурентоспособной - к примеру, даже вооружение частично закупается за рубежом. В связи с этим рынки стран ЕЭП становятся более ценными.

Анар БАЗМУХАМЕТОВА

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: