Лента новостей
0

Кто и почему создает дефицит дизтоплива в Казахстане?

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 27.07.2016 23:17 Zakon.kz
Основная причина дефицита дизтоплива недостаточный объем его производства на отечественных нефтеперерабатывающих заводах.

Кто и почему создает дефицит дизтоплива в Казахстане?

 

, фото - Новости Zakon.kz от 27.07.2016 23:17В Казахстане уже несколько недель наблюдается дефицит дизельного топлива. Несмотря на то, что на заправочных станциях горючее есть в наличии, но его не продают. Лишь счастливые обладатели талонов могут заправить свои авто. В Министерстве энергетики сложившуюся ситуацию объясняют вывозом казахстанского дизтоплива за рубеж. Тогда как владельцы АЗС связывают нехватку дизеля с возможным повышением цен. BNews.kz попытался понять, кто и почему создает дефицит дизельного топлива в нефтедобывающей стране.

Олег Егоров - главный научный сотрудник Института экономики Комитета науки МОН РК считает, что дефицит дизтоплива связан с рядом причин. Основная из них недостаточный объем его производства на отечественных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Это вызвало необходимость ввоза дизеля для покрытия недостающей потребности.

«Такая ситуация уже неоднократно наблюдалась на рынке ГСМ. Действующие в республике НПЗ на текущий момент вовлекают в процессы, примерно, 14,5 млн тонн нефти. Для полной их загрузки не хватает 2,5-3 млн тонн. Вследствие этого заводы не могут обеспечить полное покрытие внутренней потребности в топливе. Это вынуждает частично ввозить его из соседних стран, в частности из России», - говорит Олег Егоров.

По его мнению, еще одна причина сложившегося дефицита - срыв поставок дизельного топлива с российских заводов. Согласно заключенному договору общий годовой объем поступления дизтоплива из РФ составляет немногим более 400 тыс. тонн.

«Кроме того, поскольку операции по переработке нефти на отечественных заводах осуществляются и для частных нефтяных компаний, то вероятно и часть продукции от переработанной нефти, которая является собственностью компаний, вывозится за пределы страны. И наконец, не исключено, что продавцы ждут предстоящего повышения цен, что уже наблюдалось ранее», - считает О.Егоров.

Схожих взглядов придерживается и Олег Алфёров, председатель правления ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром». «На наш взгляд, причина дефицита - ожидание повышения предельной стоимости литра дизтоплива, устанавливаемой министерством энергетики. Участники рынка не спешат отдавать товар по цене, которая с высокой вероятностью будет скорректирована или отменена», - рассказал BNews.kz Олег Алфёров.

Добавив, что среднегодовой объем потребления дизельного топлива в Казахстане составляет 4,7 млн тонн в год. Согласно прогнозам на текущий год эта цифра не превысит 4,6 млн тонн. Три казахстанских НПЗ ежегодно отгружают 4-4,2 млн тонн дизельного топлива. Недостающие 300-600 тыс тонн - импортируются из России.

«По итогам первого полугодия 2016 года картина следующая. Добыто 38,8 млн. тонн нефти. 75% этих объемов, или 31 млн тонн идет на экспорт. Как результат, с учетом допустимых объемов переработки совокупный объем переработанной нефти в январе-июне этого года составил 6,4 млн тонн. Это на 5,8% выше прошлогоднего значения. Отгрузка отечественного дизтоплива достигла 2,09 млн тонн. На импорт пришлось 140,7 тыс тонн», - поясняет О.Алфёров.

По его словам, внутренние мощности нефтепереработки на трех базовых НПЗ - основной, однако не единственный источник предложения на топливном рынке. Свою скромную лепту вносят и отечественные мини-заводы. За июнь 2016 г. объемы отгрузки мини-НПЗ упали на 51,2% по сравнению с показателем мая 2016 года. По итогам месяца отгружено лишь 11 779 тонн дизтоплива.

«Третий фактор напряженности - дельта в стоимости топлива на рынках по разные стороны российско-казахстанской границы. Дизельное топливо в России сегодня стоит порядка 185 тенге за литр. В Казахстане же стоимость дизеля на автозаправочных станциях составляет 99 тенге за литр. Разница почти двукратная. АЗС в Кыргызстане отпускают дизтопливо по цене 159 тенге за литр. Ценник в Узбекистане - 239 тенге за литр. Ценовое давление сопредельных рынков - один из факторов, которые заставляют задуматься об отказе регулирования цен», - считает Олег Алфёров.

При этом он отметил, что аналогичные события предваряли отмену государственного регулирования цен на бензин марки АИ 92/93, когда розничная цена бензина оказалась значительно ниже себестоимости аналогичной продукции в соседних странах.

«Госрегулирование цен на автомобильный бензин - АИ-80, АИ-92 и ДТ в значительной мере упорядочивает торговлю горючим в условиях нашего рынка. Отказ от этого, естественно, приведет к повсеместному росту цен, что мы наблюдали ранее, когда АЗС разрешили устанавливать свою стоимость. Особо следует сказать о производимом бензине марки АИ-80. Его выработку на заводах Казахстана давно предполагалось запретить. Ведь на его основе за счет добавления специальных присадок получается бензин марки АИ-92 с исключительно вредными для экологии характеристиками», - поясняет Олег Егоров.

По мнению главного научного сотрудника Института экономики Комитета науки МОН РК, подобное состояние отечественного рынка ГСМ связано еще и с таким фактором, как недостаточная глубина переработки сырья. Одна из причин сравнительно невысокого качества вырабатываемых топлив на отечественных нефтеперерабатывающих заводах - качественный состав поступающего на переработку исходного сырья.

«Когда эта смесь состоит из нефти, в составе которой находятся соединения парафинов, серы, металлов, естественно, о высоком качестве производимой продукции говорить не приходится. Следовательно, для улучшения состояния дел на топливном рынке нужен новый завод, который будет обеспечиваться сырьем постоянного физико-химического состава на многие годы его эксплуатации. Таким сырьем может стать нефть месторождения Кашаган. Дислоцироваться он должен в районе строительства интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области», - рассуждает О.Егоров.

Напомним, завершение модернизации отечественных НПЗ запланировано на 2018 год. Эксперты сходятся во мнении, что их реконструкция позволит полностью обеспечить потребности внутреннего рынка.

В свою очередь Василий Лизунов, руководитель группы машиностроения «Форсайт Казахстан - 2020» отсутствие дизтоплива в республике объясняет своеобразной тактикой тех, кто управляет на рынке ГСМ. Причем они используют любой повод для того, чтобы потянуть цены наверх.

«Отсутствие стимулов и безнаказанность, которая рождает безответственность. Вот две причины наблюдающегося дефицита дизеля в стране, которая продает нефть. Это нонсенс. Мы с нетерпением ждем, когда случится прорыв в управлении топливной системы Казахстана. Экономика единый организм, если тянуть за правую ногу - левая тоже будет вынуждена куда-то двигаться. Кому-то специально или по недомыслию, или от неумения работать, надо чтобы в республике была напряженная ситуация. И они ее напрягают изо всех сил. Я полагаю, что это создано специально, чтобы люди переплачивали за горючее. Мол, поднимайте цену лишь бы только уехать. Я сам только вернулся с поездки, на заправках нет топлива», - говорит BNews.kz Василий Лизунов.

По его словам, увеличение стоимости дизельного топлива напрямую скажется на социальном самочувствии казахстанцев. Ведь как показывает практика, цены на ГСМ всегда тянут за собой вверх и стоимость продуктов. А это непременно ударит по кошелькам граждан, особенно по социально уязвимым слоям населения.

«Во время сенокоса отсутствие дизтоплива - это подрыв кормовой базы животноводства с соответствующими проблемами. В нынешней ситуации могут на любую планку поднять цену, но мне кажется не больше, чем на 15%. Возможно, я ошибаюсь, и все останется по-прежнему. Ведь с чего поднимать? Казахстанская экономика после последнего обвала итак захромала на обе ноги. Сельское хозяйство сейчас хромает, а будет хромать еще больше. Зависимость от импорта увеличится и как следствие будет отсутствие продовольственной безопасности. Нетрудно догадаться, как «весело» нам всем будет жить. В конечном счете, пострадает только потребитель», - резюмировал В. Лизунов.

 

Индира Мальтиева

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: